Самоанализ — одно из важнейших качеств каждого трейдера. Как развить в себе это качество

Рейтинг лучших брокеров:
  • EvoTrade
    EvoTrade

    Высокие бонусы!
    Быстрые выплаты!
    Бесплатное обучение!

  • Binarium
    Binarium

    Честный и надежный брокер!
    Выбор более 50 000 трейдеров!

Из этой статьи вы узнаете:

Лучшее время для трейдинга

Фондовые и валютные биржи, а также финансовые рынки функционируют 5 дней неделю, по выходным и праздничным дням они закрываются. Разделение по времени суток также производится, что обусловлено разницей в часовых поясах. Существует 4 так называемых торговых сессии, в каждую из которых рынок ведет себя по-разному. Текущее время оказывает существенное влияние на уровень волатильности, поэтому многие трейдеры задаются вопросом, – в какой день недели и время лучшего все торговать.

В данной статье мы планируем максимально раскрыть тему, которая касается вопроса времени в трейдинге. Это не только расписание и особенности торговых сессий, но также выход ключевых событий. Будут раскрыты нюансы эффективного трейдинга с учетом экономического календаря, а также рассмотрены прочие важные нюансы, касающиеся темы.

Расписание торговых сессий

Разница во временных зонах на планете Земля обусловливает то, что одномоментно в разных государствах разгар рабочего дня, а в других – ночь. Крупные торговые площадки работают 5 дней в неделю и только по рабочим часам. Этим и обусловливается наличием 4 торговых периодов. Мировые экономические зоны поделены на 4. В любое время суток хотя бы одна сессия является активной, поэтому торги на Форексе ведутся постоянно. А в некоторые часы происходит наложение двух периодов, что повышает общий уровень волатильности. Рассмотрим каждый из периодов подробнее.

Тихоокеанская сессия

Открывается приблизительно в 23:00–01:00 по МСК., закрывается – в 10:00. Экономическим центром тихоокеанской экономической зоны является Веллингтон и Сидней. До вступления в силу азиатской сессии (в 3 часа ночи по Москве) это самый спокойный период на рынке.

Однако в определенные часы общая волатильность рынка может быть высокой, в особенности, если это сопряжено с ключевыми новостями – отчетность австралийских и новозеландских центральных банков. В это время валютные пары с участием AUDи NZD могут демонстрировать скачки стоимости. По совокупности новости из данных государств оказывают существенно меньшее влияние на глобальный финансовый рынок, чем из Европы, Азии и США.

Азиатская сессия

Открывается приблизительно 03:00, закрывается в 12:00 по МСК. Ключевых экономических центра три – это Токио, Сингапур и Гонконг. Причем в двух последних городах торговые площадки открываются на один час позже, чем в Японии. Азиатские государства играют ключевую роль в мировой экономике, т.е. это современные промышленные центры, производящие товары, которые высоко котируются во всех странах.

Рейтинг лучших брокеров:
  • EvoTrade
    EvoTrade

    Высокие бонусы!
    Быстрые выплаты!
    Бесплатное обучение!

  • Binarium
    Binarium

    Честный и надежный брокер!
    Выбор более 50 000 трейдеров!

В утреннее время наблюдаются активные торги по всем валютным парам с участием японской иены. А накладывание тихоокеанской сессии повышает торговую активность между государствами. Но все же утренние часы в большинство дней остаются сравнительно спокойными, т.к. главными фаворитами современной экономики являются США и страны Европы. Поэтому если в азиатскую сессию и наблюдается высокая волатильность, то обычно это является продолжение волны, заданной в предыдущую американо-европейский торговый период.

Европейская сессия

Открывается в 9:00–11:00, закрывается в 18:00–20:00, время московское. Учитывая, что в Европе находится большое число мировых экономических центров, это время является активным периодом на рынке. На этот период приходится большое число сделок. Открытие главной биржи в Лондоне приводит к повышению активности по всем валютным парам с участием британского фунта, швейцарского франка и евро. Активы GPB/USD, EUR/USD, CHF/USD и другие входят в десятку наиболее популярных торговых инструментов у трейдеров.

Новости, которые выходят в этот период, оказывают большое влияние на курс всех торгуемых на рынке валют, акций и товаров. Особенное значение имеют новости, связанные с действиями центральных банков, а также отчетности об уровнях производстве, занятости, интересе потребителей, состоянии деловой среды, продажах недвижимости и т.д. Ожидание данных событий и их выход зачастую сопровождается очень бурной реакцией рынка, которую трудно спрогнозировать, если использовать только технический подход к анализу рынка.

Американская сессия

Открывается в 16:00, закрывается в 1:00–2:00 по московскому времени. Именно доллар является мировой валютой. Поэтому открытие торгов в главных экономических центрах на площадках бирж в Нью-Йорке и Чикаго приводит к глобальному росту активности участников рынка во всем мире. В торги вступают крупные трейдеры, являющиеся представителями транснациональных корпораций, банков и прочих организаций.

Период с 16:00 до 20:00 трейдеры нередко называют американо-европейской торговой сессией – из-за перекрытия двух периодов. Если провести статистику, то в вечерние часы открывается наибольшее число сделок. Причем это касается не только крупных участников рынка, торгующих на фондовых и валютных биржах в Лондоне, Чикаго и Нью-Йорке, но и частных трейдеров Форекс и других площадок в интернете.

В России и странах СНГ период американо-европейской сессии время совпадает с окончанием официального трудового дня во многих сферах деятельности. Это очень удобно для тех трейдеров, которые на начальном этапе совмещают торговлю с основным местом работы.

Рейтинг лучших брокеров:
  • EvoTrade
    EvoTrade

    Высокие бонусы!
    Быстрые выплаты!
    Бесплатное обучение!

  • Binarium
    Binarium

    Честный и надежный брокер!
    Выбор более 50 000 трейдеров!

Оптимальное время для торговли

Принцип получения прибыли в трейдинге основан на разнице цен. При торговле на Форексе и CFDот коэффициента изменения котировок напрямую зависит процент прибыли. С фиксированными контрактами ситуация другая, там играет роль только направление, но его выраженность. Однако есть общее правило. Чем ниже волатильность (общая активность на рынке), тем хуже точность индикаторов и систем технического анализа.

Во время нейтральных трендов, когда цена движется в рамках узкого горизонтального диапазона, наблюдается наибольшее количество «шумов» и ложных сигналов. Поэтому подавляющее большинство трейдеров торгует только по трендам. По статистике приблизительно 70% времени суток можно охарактеризовать как спокойный период. И только 30% (приблизительно 7 часов) – время высокой активности, когда выходят ключевые новости и трейдеры открывают большое число торговых позиций. Из этого можно сделать вывод, что в оптимальное время для трейдинга – не более 7 часов в сутки. Но какие именно это часы?

Уровень волатильности на рынке определятся двумя факторами – количеством трейдеров, участвующих в торгах, и экономическими новостями, которые выходят. Поэтому наибольшая волатильность наблюдается в момент, когда одна торговая сессия перекрывает другую. Таких момента два, а именно:

● с 03:00 до 10:00 – совмещение сингапурского и австралийского периода;

● с 16:00 до 20:00 – наложение американо-европейского торгового периода.

Однако утром рынок относительно спокоен. Дело в том, что мировые экономические центры находятся в пассивном состоянии. Этим обусловливается тот факт, что зачастую в дневное время европейской активности уровень волатильности существенно выше, чем утром. Также большинство ключевых новостей по еврозоне выходит в период с 12 до 16 часов дня.

На основе приведенной информации можно сделать вывод о том, что наибольшая волатильность валютных пар наблюдается приблизительно с 12:00 до 20:00. Этот временной диапазон оптимален для трейдинга, поэтому многие торговцы выходят на рынок. Но не все так однозначно, необходимо сделать ряд уточнений.

Во-первых, необходимо разделять валюты. По различным активам фиксируется разная активность. На это влияет расписание торговых площадок на конкретных биржах. Во-вторых, ключевое значение имеет время выхода экономических отчетов и прочих важных с экономической точки зрения событий. В-третьих, на цену влияет много факторов, поэтому нельзя опираться всего лишь на расписание торговых периодов. В одинаковое время по разным дням рынок может вести себя совершенно по-разному.

Оптимальный интервал для трейдинга конкретными валютами:

● 03:00–09:00 – австралийский и новозеландский доллар в паре японской иеной;

● 11:00–12:00– японская иена в паре с евро и долларом, а также британский фунт;

● 16:00–20:00 – евро и доллар, а также британский фунт, швейцарский франк.

Значение дней недели в трейдинге

Рыночная ситуация обусловлена не только временем суток, но и днями недели. Как известно, торговые площадки функционируют только по рабочим дням. В официальные международные праздники и по выходным площадки закрываются. Сразу стоит сделать уточнение, что это не касается криптовалют, которые последние время очень быстро набирают популярность не только у инвесторов, но и трейдеров.

В целом, ситуация по дням недели является стабильной. Но трейдерам следует быть осторожными в начале и конце рабочего периода. Понедельник – это время, когда рынок входит в рабочий ритм после выходных. В этот день также обычно выходят различные отчеты различной степени важности и ключевые экономические новости. Если же понедельник беден на подобные события, то волатильность обычно остается на стандартном уровне.

Вторым напряженным днем на неделе является пятница. Самыми рискованными в этом плане являются вечерние часы накануне закрытия. Дело в том, что крупные трейдеры начинают закрывать свои торговые позиции перед выходными. Пятничная американо-европейская торговая сессия обычно является более волатильной, чем в другие дни. С одной стороны это хорошо, т.к. трейдеры зарабатывают именно на активных ценовых движениях. Однако важнее именно предсказуемость и стабильность рынка, особенно при торговле контрактами с фиксированными условиями прибыли и убытка.

Середина недели – лучшее время для трейдинга

Второй и третий день недели является наиболее стабильным временем. Важные события в эти дни входят сравнительно редко, а инерция влияния прошлых событий остается уже позади. Поэтому индикаторы выдают наиболее точные сигналы. Это хорошо заметно, если провести статистическое сравнение.

Четверг является нейтральным днем, т.к. в это время уже начинает близиться завершение торговой недели. Это незначительно, но все же повышает уровень напряженности. По четвергам чаще выходит экономическая отчетность, оказывающая сильное воздействие на состояние рынка.

Экономический календарь – друг трейдера

Разработчиком данного инструмента является популярный портал для инвесторов и трейдеров – Investing. Его уникальность заключается в том, что в одном месте собираются все важные экономические новости. Причем информация подается в очень сжатом виде – ничего лишнего, только ключевые сведения, цифры и краткое описание.

Экономический календарь на нашем сайте позволяет трейдерам быть в курсе, в какое время выходят важные события. Это позволяет заранее предвидеть рискованные периоды непредсказуемого роста волатильности и воздерживаться от торговли. Если же этого не делать, то легко столкнуться с ситуацией, когда цена сделала резкий скачок вопреки всем индикаторам.

Пользуются экономическим календарем даже те трейдеры, которые используют в торговле только системы технического анализа. Кроме того, инструмент позволяет попробовать свои силы в трейдинге по фундаментальному анализу. Определенный процент новостей размещается в календаре с прогнозированием результата. Если событие позитивное – рынок обычно реагирует ростом, негативное – снижением курса. На основе этого построена стратегия торговли по экономическому календарю.

Заключение

Лучшее время для трейдинга – когда рынок активен, но вместе с тем стабилен. Например, это может быть выраженный восходящий тренд. Если же ценовые колебания носят хаотичный характер, то опытные трейдеры воздерживаются от торговли. Обычно подобные ситуации формируются в неблагоприятные временные периоды, когда выходят новости. Поэтому при трейдинге особенно важно следить за событиями в экономическом календаре.

“Общее предупреждение о рисках: Торговля бинарными опционами отличается высоким уровнем риска и может привести к потере всех ваших средств”

Зачем начинающему трейдеру наставник. Нужен ли он вообще?

В сфере биржевой торговли существует масса подводных течений и специфических моментов работы, которые недоступны основной массе новичков, что очень сильно влияет на конечный торговый результат. По этой причине у каждого амбициозного новичка возникает проблема обучения. Конечно, многие могут сказать, что в век информационных технологий с доступом к обучающим материалам проблем не возникает. Но как может пользователь, который совершенно не сталкивался с процессом торговли на биржевых площадках и не имеющий практического опыта постичь все премудрости и тонкости трейдинга. Учитывая это на первый план выходит роль наставника, который сможет объяснить и направить потенциально успешного в будущем инвестора на верный путь. На фоне этого предлагаем рассмотреть вопрос – нужен ли начинающему трейдеру наставник, его роль в обучении и торговом процессе, а также проблемы, связанные с этим.

Итак, в свое время гениальный трейдер Ларри Вильямс сказал довольно философское выражение «Любой человек может стать отличным трейдером!» Это совершенно неудивительно, ведь торговля или обмен одного товара на другой буквально заложена в генетику человека, для этого просто взгляните на историю. Как только у человека начинают появляться излишки какого-либо товара или ресурса, он начинает искать возможность для его реализации с целью получения еще больших благ. На протяжении истории человек совершенствовал данный процесс и, как следствие этому, появились биржевые площадки, где сегодня торговые операции происходят на высоком технологическом уровне с применением инновационных финансовых инструментов. Но несмотря на крылатое выражение известного трейдера, новички биржевой торговли сталкиваются с массой проблем, которые может решить профессиональный наставник или учитель с большим опытом и навыками.

Вообще любая профессиональная сфера деятельности человека требует обучения – сегодня просто не существует таких людей, которые сразу после рождения имеют определенные навыки и могут без опыта и обучения приступить к выполнению определенной работы. Роль наставника в жизни человека имеет крайне важное значение, так как позволяет не только быстро и эффективно получать навыки в определенной сфере, но и открывает возможности для дальнейшего профессионального роста. Здесь можно коснуться любого процесса – родители учат нас базовым навыкам: ходьба, речь, воспитание. Учитель в школе дает начальные профессиональные знания: письмо, чтение, математика. Далее обучение в вузе, где наставники прививают нам непосредственную профессию. То же самое в торговле финансовыми активами – без наставника здесь сложно добиться успеха. Предлагаем более четко определить роли и задачи наставника в финансовом трейдинге.

Зачем нужен наставник в биржевой торговле?

Для раскрытия данного вопроса представим простую ситуацию – простой пользователь, насмотревшись рекламы в Интернете, решил попробовать себя в сфере биржевой торговли. Он нашел для себя приличную платформу, где ему сразу предложили бесплатное профессиональное обучение высокого уровня. Он успешно прошел теорию и даже попрактиковался на учебном счете. Все, он готов к получению колоссальной прибыли и уже начинает подбирать те блага, которые приобретет на заработанные деньги. Но уже в первых реальных контрактов на рынке приходит понимание, что все не так просто и понятно, как было написано в книгах. Как следствие, новичок начинает делать множество ошибок и дорого платить за собственный торговый опыт. Мы уже не говорим, что большинство инвесторов в этот период теряют все свои средства и, разочаровавшись в трейдинге, уходят с рынка. Вот здесь и появляется мысль о наставнике, который в данном случае благодаря своему опыту и навыкам является своего рода объектом концентрации полезной для трейдера-новичка информации. Поймите, только человек с огромным практическим опытом может помочь вам в вопросе соединения теоретических понятий и знаний с непосредственным торговым процессом. Не стоит думать, что ознакомившись с теоретической базой знаний по биржевому трейдингу вы сможете на высоком профессиональном уровне создавать стратегии, определять правила поведения на рынке и разрабатывать системы управления капиталом. Нет, для этого вам банально не хватит опыта. Кроме этого новичку нужно преодолеть массу психологических аспектов торговли на финансовом рынке, а здесь без помощи опытного человека не обойтись.

И, конечно, стоит сказать о самом качестве обучения, которое предлагается сегодня на онлайн-площадках для торговли. Несмотря на агрессивную рекламу, где разнообразные онлайн-ресурсы или «специалисты» говорят, что за несколько занятий или тренингов сделают вас очень успешным трейдером, качество обучающих материалов оставляет желать лучшего. Здесь зачастую предлагается лишь базовый набор понятий и профессиональных приемов торговли финансовыми активами, которые не могут в полной мере дать информацию о тонкостях процессов трейдинга. Поэтому, если вы не проходили обучение в специализированных высших школах биржевой торговли, не стоит рассчитывать на высокий уровень знаний. И опять на первый план выходит проблема наставничества.

Следующим доказательством необходимости иметь профессионального наставника в торговле является чисто исторический момент – все известные и великие трейдеры имели наставников и учителей, которые раскрыли им все нюансы и профессиональные приемы торговли. Да, каждый из них создал собственные системы работы на рынке и даже философии торговли, но первоначальный толчок к успеху им дали именно наставники. Многие профессионалы отмечают, что без института наставничества они бы не смогли достичь таких высот. Только поддержка учителя, тренера, его критика, консультации в сложных рыночных условиях сформировали тот базис, который позволил успешным инвесторам достичь высоких результатов. Сюда относится и чисто психологический момент работы новичка на финансовом рынке: зачастую наставники — это люди, которые имеют высокое положение в своей сфере деятельности, поэтому являются примером и стимулом для движения вверх, а для многих успех наставника является заветной целью, что в совокупности с поддержкой опытного человека придает импульс для роста в профессиональном плане.

При рассмотрении необходимости наставника в профессиональном росте начинающего трейдера необходимо отметить, что работа и обучение у опытного учителя является очень хорошей долгосрочной инвестицией, которая будет приносить прибыль очень продолжительное время. Судите сами, работая с наставником, даже на платной основе, вы вкладываете средства в самого себя. Ваш учитель способен развить в вас необходимые навыки, связать теоретические познания в торговле с практикой, определить ваши сильные и слабые стороны, раскрыть секреты торговли и обучить нюансам трейдинга, которые приходят только с опытом. В совокупности это позволит вам получать прибыль на финансовом рынке многие годы, что окупит все ваши вложения и позволит достичь больших успехов в биржевой торговле.

Подведем промежуточные итоги нашего материала – учитывая все перечисленные аспекты работы с наставником можно четко заявить, что каждому трейдеру с высокими целями в торговле просто необходим учитель! Предлагаем отойти от философских размышлений и более конкретно и четко очертить преимущества, которые предоставляет хороший наставник в трейдинге. Здесь стоит выделить такие моменты:

●Максимально просто об очень сложном – ни для кого не секрет, что теория биржевой торговли — довольно сложный к пониманию простым обывателем материал. Тем более, когда его хочет усвоить человек без опыта в данном вопросе. Индивидуальные занятия с наставником позволяют получить базовые знания в более простой и доступной к пониманию форме. Кроме этого, наставник при построении обучающего плана всегда отталкивается от индивидуального интеллектуального уровня ученика и учитывает в нем начальный уровень профессиональных знаний. Поэтому ваше обучение будет проходить в более понятной и доступной форме

●Индивидуальный подход – работая с профессиональным наставником вы, как говорится, находитесь тет-а-тет с учителем, который может при общении понять ваш потенциал и сильные стороны и, конечно, способен минимизировать влияние на торговый процесс ваших слабых индивидуальных сторон. Таким образом индивидуальное общение позволяет уже в процессе обучения определить тактику и поведенческую модель работы на рынке, которая принесет успех именно вам.

●Эффективность – обучение с наставником позволяет не только получить теоретические навыки, но и вполне практические рекомендации. Здесь можно привести простой пример – для работы на рынке предлагается огромное количество разнообразных систем торговли и почти все они прибыльные. Но одна и та же стратегия одному трейдеру приносит доход, а другому наоборот — предлагает только убытки. Нет совершенно универсальных стратегий, по которым могут работать абсолютно все инвесторы. В этом плане наставник является незаменимым партнером в трейдинге. Он на основе своего опыта и оценки ваших навыков и личных качеств способен порекомендовать наиболее эффективную стратегию оценки рыночных котировок, которая в последствии принесет вам максимальный результат

●Гарантии – обычно при индивидуальном обучении между наставником и новичком трейдинга заключается договор, в котором четко прописываются все аспекты совместной работы. Таким образом вы полностью защищаете свои вложения в процесс обучения и можете гарантировать себе определенный профессиональный уровень знаний в финансовом трейдинге.

Как видите, наставник предлагает множество преимуществ перед самообразованием и позволяет более эффективно использовать время обучения трейдингу.

Формат наставничества в биржевой торговле

Сегодня институт наставничества предлагается в онлайн-режиме и в формате непосредственного общения в живую. Каждый формат такого обучения делится на следующие режимы:

●Индивидуальное обучение – это достаточно дорогостоящее образование, при котором наставник занимается непосредственно только с вами. Несмотря на дороговизну, этот формат предоставления знаний позволяет максимально эффективно использовать все приемы образовательных программ и открывает возможность получить самое качественное профессиональное обучение

●Групповое – здесь услуги обучения наставником предлагаются в небольших группах. Такой формат получения знаний отличается более низкой стоимостью, но от этого эффективность совершенно не страдает. Обучение в группах позволяет шлифовать собственный опыт и наработки с учетом профессиональных навыков других участников обучения, что может быть очень полезным в последствии. Так каждый участник группы может почерпнуть дополнительную информацию о тонкостях торговли и на основе этого создавать собственные практические стратегии трейдинга

●Консультационный – этот формат наставничества появился с развитием онлайн-торговли. Сегодня в сети можно найти много хороших специалистов, которые проводят тренинги и вебинары с начинающими инвесторами. Преимуществом такого режима обучения является низкая стоимость, зачастую такие тренинги проводятся совершенно бесплатно. У вас есть возможность получить консультацию по конкретному техническому вопросу трейдинга, расширить профессиональный потенциала инвестора за счет практических наработок профессионалов высокого уровня. Кроме этого, такой формат наставничества сегодня активно предлагается на торговых платформах в виде работы с индивидуальными менеджерами и аналитиками

Обратите внимание, что сегодня найти профессионального наставника в удобном для вас режиме совершенно несложно. Вам предлагается довольно широкий выбор приемов обучения, способных сделать из любого новичка успешного трейдера.

Заключение

Отвечая на главный вопрос нашей статьи «Нужен ли наставник начинающему трейдеру» можно четко сказать – несомненно нужен. Имея в своем распоряжении опытного учителя, вы создаете для себя базовые условия для достижения успеха и расширяете собственный потенциал в трейдинге за счет опыта и наработок профессиональных специалистов финансовой отрасли.

“Общее предупреждение о рисках: Торговля бинарными опционами отличается высоким уровнем риска и может привести к потере всех ваших средств”

НУЖЕН ЛИ САМОАНАЛИЗ?

НУЖЕН ЛИ САМОАНАЛИЗ?

Недоверие к себепричина большинства наших неудач.

Человеку нужно время от времени внимательным взглядом смотреть на свою жизнь. Без этого не может быть подлинного роста человеческой личности. Лев Толстой однажды сказал о себе: «Постоянно идет самая серьезная работа мысли: так ли я живу, проверяю себя. »

Проверять себя никогда не поздно и всегда полезно. Никогда человек не обнаруживает в себе стольких недостатков, как при самоанализе, а это – при разумном подходе – прибавляет ему сил. Правда, юмористы говорят, что никогда человек не обнаруживал в себе столько слабостей, как с той поры, когда открыл столько сил.

Думается, читатель понимает: в этой главе речь пойдет о важности человеку знать, какую часть рекомендаций, какие правила, какое количество навыков он должен получить для самосовершенствования. Для этого в первую очередь надо хорошо знать себя, для этого следует подвергнуть себя тщательному самоанализу, детальному изучению. Отсюда, собственно говоря, и начинается самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование.

Но тогда естественным прозвучит вопрос, почему же такая важная глава, с которой все должно начинаться, не стоит в начале книги, а где-то в середине?

Отвечаю: нельзя начинать самоанализ, так сказать, на голом месте, не зная круга проблем, ради которых ведется самоанализ. Образно говоря, до сих пор мы все время поднимались в гору, чтобы с ее вершины оглядеться вокруг, а затем уже сами без помощи смогли спуститься к подножию и начать новый подъем. Но уже подъем самостоятельный – теперь уже со знанием того, где и какие нас ждут препятствия, а может быть, и труднопреодолимые преграды.

В самоанализе скрыт один из крупнейших резервов личности. Его нельзя добыть никакими иными методами. К сожалению, до недавнего времени поиски лежали полностью в сфере интуиции. Только в самое последнее время проблема начала исследоваться методами современной экспериментальной науки.

Эмоциональную оценку своего «я» психологи считают одной из важнейших черт человеческого характера.

Самоанализ нужен вовсе не для того, чтобы угодить себе, а для того, чтобы полнее отдаться любимому делу, сознавая его смысл и значение для родной страны, для своего народа, для будущего, которое мы строим. Это будущее – самый совершенный строй на Земле. Именно поэтому самоанализ должен носить оптимистический характер и быть проникнут общечеловеческими интересами. Вот почему для советского человека разговор наедине с самим собой должен быть бесконечно далек от мелочного самокопания в себе: нужно быть, как говорят, не только наедине, но и на миру.

Тщательный самоанализ с целью исправления ошибок и учета опыта – отнюдь не простое дело. Тем более в наш непрерывно усложняющийся век. С точки зрения «теории игр» наша жизнь отнюдь не блицтурнир. Мы должны уметь умно, объективно обдумывать каждую вновь сложившуюся жизненную ситуацию с тем, чтобы делать оптимальные – с точки зрения пользы общества и своих интересов – «ходы». Здесь нужны предельная искренность с самим собой, самоконтроль каждого движения души, анализ различных мотивов и причин, заставивших тебя принять то или иное решение. Это необычайно трудная и необычайно важная работа. Она требует желания, воли и непрерывной тренировки. Но она и приводит к выдающимся результатам.

Казалось бы, на первый взгляд, личность – нечто «во мне», «для меня». Но нет, личность действительно – «во мне», но для других. Вот почему так важны не только для одного – самого себя, – но и для других все качества личности: доброта, отзывчивость, принципиальность, грубость, подозрительность и все другие 1500 (да-да, одна тысяча пятьсот!) свойств личности, зафиксированных в русском языке.

Раз мы говорим о личности – «во мне» – для других, то, естественно, анализируя себя, надо постоянно сопоставлять свое «я» с тем, что видишь в других.

Человек не живет в вакууме. Он учитывает оценки тех людей, с которыми контактирует, у которых черпает интересы, на которых ориентируется.

Человеческое общение всегда предполагает обратную связь, тонкий учет многообразных импульсов, исходящих от других. Эти «другие» – некая группа, в социальной психологии называемая референтной группой. У каждого из нас есть такая группа, с которой мы считаемся. Она – эта группа – в некоторой, а иногда и в значительной степени формирует наши позиции по отношению к жизненным ситуациям, а в более общем плане и наш идеал.

Работами советских психологов под руководством академика Академии педагогических наук СССР А. Петровского установлено, что личность в процессе общения постоянно поверяет себя неким эталоном и в зависимости от результатов поверки оказывается довольной собой или недовольной.

Берется длинный список этических понятий, из него выбирают и ставят по порядку наиболее распространенные и важные из 1500, о которых говорилось. Например, гордость, скромность, заботливость, аккуратность, усидчивость и т. д. Из этих понятий вы конструируете свой эталон – идеал: перечень в определенном порядке определенных качеств. Конечно, на первом месте самые ценные качества.

Затем так же создается «конструкция» из этических и других (например, волевых или профессиональных) качеств, которые мы находим в себе. Это субъективная «конструкция». Их и сопоставляют по специальной формуле и получают соответствующий коэффициент.

Если в результате самопроверки «эталонные», идеальные оценки и «субъективные», действительные, совпали, значит личность полностью удовлетворена собою, своим моральным обликом, своей волей, своей трудоспособностью и т. д. Другими словами, при такой ситуации идеальное и действительное одно и то же, субъективная оценка и есть идеал. Явление редкое, но допустимое: самооценка равна +1.

Может быть и наоборот: самооценка равна – 1. Тогда «эталонный» и «субъективный» перечень качеств личности находятся во взаимно обратном отношении. Это самая низкая оценка – такой, кстати, не бывает. Между этими оценками находятся средние данные.

Психологи утверждают, что человек имеет некий «внутренний манометр», с помощью которого каждый себя довольно точно оценивает. (Заметим в скобках: что не каждый имеет мужество высказать себе результаты самооценки.)

Чрезмерно высокая самооценка приводит к переоценке себя, а следовательно, к скептическому отношению к этому человеку референтной группы – «он о себе слишком высокого мнения!»

Чрезмерно низкая самооценка свидетельствует о развитии «комплекса неполноценности», неуверенности в себе.

Для оценки личности важна и так называемая «ожидаемая оценка» – что о тебе думает референтная группа, как она тебя оценивает; попросту: «а что за глаза о тебе говорят?» Ожидаемая оценка выясняется тем же способом.

И последний фактор: как вы сами оцениваете референтную группу, как – высоко или низко ее цените?

Три показателя: самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы – с необходимостью входят в структуру личности, и хочет этого человек или не хочет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами его самочувствия в группе, успешности или неуспешности его поведения, позиции по отношению к себе и окружающим.

Определив правильное отношение к самому себе и правильное отношение к окружающим, человек тем самым достигнет так называемого психологического комфорта, выберет с наибольшей определенностью свое место в обществе.

Автор отнюдь не призывает к изощренному «самоанализу». Речь идет об умении вести самоконтроль, которым, кстати, владели великие люди.

Вспомните, разве не случалось нам, запутавшись в сложном анализе своих чувств и окружающей ситуации, мысленно махнуть на все рукой и положиться на простой и древний принцип: «Сердце подскажет, интуиция вывезет». А потом сожалеть о необдуманности своих поступков. Искусство действительного самоанализа – не простое дело. Но, овладев им, мы обретем могучее оружие. И в первую очередь – для проникновения в сокровищницу своих внутренних ресурсов, своих возможностей.

Теперь вполне естественно ответить на вопрос: как поставить под контроль формирование характера?

Во-первых, уместно вспомнить, что характер состоит в способности действовать согласно принципам.

Во-вторых, нужно, как говорил Николай Островский, «призвать самого себя на собственный суровый, беспристрастный суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия. выяснить свои недостатки, пороки и. решить раз и навсегда, буду я с ними мириться или нет».

Сделать такое может только человек мужественный. Значит, надо обладать мужеством строго спросить с себя самого. И не только спросить, но и правдиво ответить.

Следовательно, нужно быть справедливым во всем: в мыслях, поступках, делах.

Необходимо отказаться от эгоизма – себялюбия. Нужно руководствоваться в своих деяниях правилом: что ты можешь дать людям, как сделать так, чтобы ие причинять людям не только зла, но и неприятностей.

Надо научиться ломать дурные привычки, ломать с помощью простого приема: раз это плохо, надо действовать по принципу – «буду делать наоборот!». И тогда, выйдя на дорогу «самосознания», каждый день должен быть для вас днем победы над собой.

В работе над собой, в трудном деле самосовершенствования следить, всегда ли нам удается сохранять гармонию между своими убеждениями, взглядами, суждениями, с одной стороны, и поступками, повседневными действиями – с другой. Между прочим, еще Паскаль говорил, что о нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

Процесс соблюдения жизненной гармонии есть не что иное, как самокоррекция. Ее мы проводим всю жизнь. Она идет параллельно с самовоспитанием и самосовершенствованием. Каждому человеку необходимо знать, что в его власти усилить в себе, что – подавить. В результате мы овладеваем так называемой психологической защитой – возможностью перестраиваться, чтобы с наименьшей затратой нервной энергии получить наиболее эффективные формы приспособления к конкретным жизненным ситуациям.

Такая позиция в корне отличается от пассивного созерцания быстротекущей жизни, своей роли в ней.

Интересен опыт выдающихся людей. Многие из них в течение долгих лет вели подробнейший дневник. (Именно дневник может стать одной из важнейших форм самоанализа.) Фиксируя и разбирая каждый штрих своей жизни, внутреннее свое состояние, отношение свое к жизненным ситуациям, можно приобрести огромную власть над собой.

Нынче модно всюду применять кибернетические методы, в частности моделирование. Попробуйте научиться детально «моделировать» свое поведение на предстоящий день. Утром представьте себе события, которые могут произойти с вами; даже если вам предстоит что-то неприятное, не увиливайте, не играйте в прятки с самим собою, а постарайтесь найти наиболее достойные пути решения, выбрать благородную линию поведения.

Конечно, реальность не всегда совпадает с планом. Но если так подготовить себя к предстоящей жизненной ситуации – не окажешься застигнутым врасплох, а сможешь решить довольно сложные проблемы разумно, не руководствуясь лишь выпущенными на волю эмоциями, подающими часто не самые лучшие советы.

Отвечая на письмо О. Л. Книппер-Чеховой, А. П. Чехов писал: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч., но я привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».

Как воспитать в себе сдержанность – один из элементов умения властвовать собой?

Следует заметить, что умение не показать характер, не подчиниться ему – тоже признак характера, признак умения владеть собой, хотя и говорят – характер не спрячешь в карман.

Можно привести некоторые советы.

Если вы вспыльчивы, постарайтесь ежедневно в любой момент выполнять роль уравновешенного человека. При этом необходимо заставить себя спокойно реагировать на неприятное не только внешне, но и внутренне.

Кое-кому совет покажется неприятным. Выходит, надо играть, как актеру на сцене? Но еще Платон говорил: «О, сколь приятен может быть человек, когда он умеет быть самим собой».

Верно, игра в хорошего человека ассоциируется с лицемерием. Но надо помнить об удивительных законах нашей психики. При такой «игре» срабатывает «обратпая связь», и человек невольно перевоплощается в того, роль которого он «играл». При длительных тренировках грим души закрепляется, и характер меняется.

В конечном счете срабатывает эффект самовнушения, происходит своеобразная саморегуляция самочувствия. Но, конечно, применять метод необходимо с полной искренностью и убежденностью в его действенности.

Оригинальное и, надо сказать, полезное практическое применение метода «игры» в хорошего человека нашли недавно зарубежные психологи, работающие в области торговли.

Установив, что радушие продавцов существенно влияет на эффективность продажи товаров, они посоветовали владельцам крупных магазинов вменить продавцам в обязанность работать с улыбкой. Во всех отделах были вывешены специальные объявления: «Smile!» – «Улыбайтесь!»

Казалось бы, прием в лучшем случае приведет к тому, что у продавцов на лицах будут заученные, искусственные улыбки. Однако произошло на первый взгляд неожиданное. Как показало обследование, продавцы в один голос утверждали, что, даже несмотря на плохое с утра настроение, уже через час после начала работы и после того как они «надевали» дежурную улыбку, у них создавалось хорошее, радушное настроение.

Мистика? Нет, сработал эффект обратной связи. Дурное настроение обычно вызывает хмурое выражение лица. А улыбка, наоборот, улучшает настроение. В разделе «Плохому настроению – нет!» уже говорилось, что улыбка – бальзам для души и что смех называют «бегом трусцой на месте». Действительно, 3 минуты здорового смеха заменяют 15-минутную утреннюю зарядку.

Да, саморегуляция самочувствия возможна. Не верите? Попробуйте сами. И вы убедитесь, что даже самые тончайшие механизмы нашей психики поддаются самоуправлению. Кстати, об этом говорит и опыт театра: актеры в дни, совсем для них невеселые, могут выходить на сцену в ролях комических.

Итак, каждый человек, собирающийся поставить свои творческие возможности на благо общества, обязан тщательно изучить себя, знать свои слабые и сильные стороны, чтобы с максимальной эффективностью исправлять и «улучшать» свое «я». А это «я» велико и многообразно.

«Каждый человек – это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история», – писал Гёте.

Современная наука предоставляет в распоряжение человека для самоанализа целый арсенал методов и средств. Но использовать их должен сам человек, ибо никто – ни врач, ни психолог, ни какой иной «инженер человеческих душ» не в состоянии проникнуть в самые тайные уголки нашего «я», в течение многих лет изо дня в день наблюдать и изучать это «я».

Читайте также

САМОНАБЛЮДЕНИЕ И САМОАНАЛИЗ

САМОНАБЛЮДЕНИЕ И САМОАНАЛИЗ Каждый акт самонаблюдения похож на фотографический снимок, моментальную достоверную картину вашего действительного положения в той или иной ситуации. Периодически отдельные наблюдения, отдельные фотографии могут открывать много нового.

Самоанализ

Самоанализ Я занялась снами, намериваясь узнать, как мне к ним относиться, куда уходит треть жизни, что скрывается за их причудливыми сюжетами, и что за необыкновенный сон приснился мне, а теперь обнаруживаю, что вообще плохо знаю саму себя. Сны рассказывают мне про меня

Самоанализ

Самоанализ Любое поведение, каким бы странным оно ни казалось со стороны, имеет свое логическое обоснование. Моя цель открыть ваши глаза на то, чего вы раньше не видели и не понимали. Я хочу показать это на собственном примере.По правде говоря, были некоторые вещи, которые

Самоанализ

Самоанализ Самопонимание очень важно при определении цели в жизни. Существует несколько очень эффективных способов, которые дают нам понимание того, кто мы такие – автобиография, дневник, психологическое чтение.Многие люди говорят, что не желают писать автобиографию

Глава 18. Ему нужен только такой секс, какой нужен только ему

Глава 18. Ему нужен только такой секс, какой нужен только ему Если ваш новый друг (который встречается с вами вот уже два-три месяца) сам проявил инициативу к знакомству с вами, в целом производит впечатление мужчины, имеющего значительный опыт любовных и сексуальных

Глава 6 Эпизодический самоанализ

Глава 6 Эпизодический самоанализ Эпизодически анализировать себя сравнительно легко, и иной раз это приносит немедленные плоды. В сущности, это то же самое, что делает каждый искренний человек, пытаясь объяснить истинные мотивы, стоящие за его чувствами и поступками.

День 53. Ежедневный самоанализ

День 53. Ежедневный самоанализ Утренние страницы.Обратитесь к восьмой главе курса и начните ведение Дневника Чувств, каждый вечер, заполняя таблицу: Любая необходимость в новых действиях вызывает сопротивление. Любые, даже позитивные изменения сопряжены с трудностями.

Сцепка «нужен – не нужен» – упражнение

Сцепка «нужен – не нужен» – упражнение Поскольку ум-эго абстрактный и отделившийся от тела, то есть от жизни, в нём изначально живёт убеждение, что он никому не нужен, человек тогда думает: «Я никому не нужен». У тела есть чувства, именно они дают ясное подтверждение, что

Практикуйте самоанализ

Практикуйте самоанализ Самоанализ можно практиковать, обращая пристальное внимание на свои мысли и тело. СОВЕТ Для того чтобы почувствовать свое тело, сядьте и закройте глаза, затем как можно медленнее поднимите руку. Все внимание направьте на эту руку и мышцы,

Самоанализ

Самоанализ Основной принцип поведения, определяющий природу застенчивости, – вести себя ровно и тихо. Поэтому застенчивому человеку приходится подавлять множество мыслей, чувств и побуждений, постоянно грозящих проявиться. Именно собственный внутренний мир и

Глава 14 Самоанализ (1897-)

Глава 14 Самоанализ (1897-) Летом 1897 года болезнь начала отступать, и Фрейд осуществил свой самый героический подвиг — психоанализ собственного бессознательного. В наши дни даже трудно себе представить, сколь важным было это достижение. Всем первопроходцам знакомы

Глава 18 САМОАНАЛИЗ

Глава 18 САМОАНАЛИЗ В данной главе исследуется вопрос, каким образом интеллект-карты могут помочь вам взглянуть на самого себя с новых позиций, оценить собственные потребности и долгосрочные цели. Вы также узнаете, как помочь другим в деле самоанализа, а также

Анализ и самоанализ урока

Автор: Валентина Егоровна Цыплухина, мастер производственного обучения ОГПОБУ «Многопрофильный лицей»

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и обучающийся. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Как для обучающихся, так и для педагога, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников.

Реальная ценность урока — его результат, его анализ и самоанализ, его степень усвоения материала студентами.

АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА

Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Для того чтобы педагогическая деятельность осуществлялась успешно, а работа педагога была результативной, необходимо эту работу контролировать целенаправленно и систематически.

Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для преподавателя.как человека творческого. Педагог должен уметь анализировать свою деятельность, в первую очередь урок — как основную её форму.

Каждому преподавателю хочется получить удовлетворение от проведенного урока, а обучающимся — удовлетворение от полученных знаний.

Более детально наблюдение за уроком должно охватывать:

1) Организационную сторону урока. В данный момент устанавливается, своевременно ли приходит педагог в класс, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к уроку, санитарное состояние класса, дежурство и общий порядок;

2) Содержание урока . Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки;

3) Воспитывающую роль урока . Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система требований педагога. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону урока :

а) обращается внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;

е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы;

5) Особенности поведения педагога на уроке . Не меньший интерес представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учениками.

Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение—это лишь первый этап контроля, второй—разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы педагога.

Урок нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений.

Анализируя уроки, нужно учитывать по крайней мере такие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы . Могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;

б) наличие технических средств, наглядных пособий, нужных книг . Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;

в) индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы .

Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для преподавателя.как человека творческого. Педагог должен уметь анализировать свою деятельность, в первую очередь урок — как основную её форму.

Общие требования к анализу урока.

1 . Научный подход к анализу урока, опора на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Глубина и всесторонность анализа; оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов и их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи. Рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы. Акцент при анализе на наиболее существенных сторонах урока, в решающей мере определяющих степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся. Объективность оценок. Научная обоснованность оценок, характеристик и выводов; их конкретность, доказательность и убедительность. Учет специфики данного учебного предмета.

2 .Виды и планирование посещений уроков. Посещение и анализ уроков как метод внутри образовательного учреждения. Виды посещения уроков: выборочное, тематическое, параллельное, целевое. Комплексное изучение преподавания в отдельной группе в течение полного учебного дня.

3 .Планирование посещений уроков: перспективное (на год и полугодие), текущее (на месяц и неделю), календарное и графическое.

4. Подготовка к посещению урока . Определение цели посещения урока. Знакомство с учебной программой, с фактическим материалом данного урока и методикой ее проведения (по учебнику, методическим пособиям, инструктивным указаниям органов народного образования, ИУУ и др.). Знакомство с наличием учебно-наглядных пособий по предмету. Установление состояния выполнения государственных программ, накопления оценок и текущей успеваемости обучающихся, сроков и количества проведенных контрольных работ, предусмотренных программой по предмету, выполнения практической части программ (практических и лабораторных работ, экскурсии) объема домашних заданий. Просмотр выводов, предложений и заданий (они даются педагогу после посещения урока в ходе его анализа). Знакомство с работами обучающихся. Определение форм личной проверки качества знаний учащихся и отбор необходимых для этого материалов. Решение вопроса о приглашении на урок других педагогов. Определение цели такого приглашения.

Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения обучающихся. К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности образовательного учреждения, утвержденных Министерством просвещения.

Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать:

само построение учебного процесса на уроке,

выявить оптимальность задач,

рациональность избранного педагогом содержания урока, форм и методов обучения.

Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать педагог, а тем, что получили студенты во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития обучающихся.

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности педагога и обучающихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы педагога и обучающихся.

Виды анализа урока.

1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач;

2 – структурный ( поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся;

3 – системный анализ это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов обучения;

4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;

5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 – комбинированный анализ это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа);

8 – дидактический анализ это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.);

9 – аспектный анализ это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся;

10 — комплексный анализ в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены разнообразные основные положения.

При анализе этапа самооценки необходимо обратить внимание на следующие особенности:

1. Какую структуру урока определил педагог для себя для оптимальной работы над действием оценки уобучающихся? Ее обоснованность.

2. Испытывают ли обучающиеся потребность в оценке своих действий?

3. Опираются дети при работе на свою собственную оценку или прибегают к оценке педагога? Определяется уровень (этап) этого состояния.

4. При действии оценки на уроке учитывается содержание выполненного действия детьми или случайные признаки?

5. Каков уровень возможностей детей на данном этапе обучения по оценке своих способностей относительно решения предстоящей задачи?

6. Прослеживается ли в уроке цикличность в действии оценки (т.е. оценка выносится детьми только перед решением задачи, которая позволяет им адекватно определить свои возможности, в ее решении и в соответствии с этим в дальнейшем спланировать свою деятельность или производится только итоговая оценка как санкция (факт) освоенности данного способа (понятия)?

7. Какой арсенал средств и форм использует педагог для освоения этого действия с детьми?

Основные требования к анализу урока педагогом :

• цель и задача анализа темы;

• знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;

• умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;

• характеристика особенностей обучающихся и их учет в работе на уроке;

• обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

• обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;

• психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых обучающимися на уроке;

• оценка развития самостоятельности мышления обучающихся на различных этапах урока;

• выполнение намеченных задач урока;

• оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;

• умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;

• удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);

• намечаемые меры по устранению недостатков.

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это-рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства педагога позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать педагогу помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.

Общая оценка степени достижения учебной и воспитательной цели урока . Общая мотивированная оценка результатов урока: оптимальность обучающих действий педагога; качество знаний, умений и навыков обучающихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности. Аргументированная характеристика достоинств урока.

Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы педагогов образовательных учреждений, недостатки урока, диагностика причин и тенденций в их развитии, предложения по их устранению.

Научная обоснованность выводов и оценок, опора на достижения психологии педагогической науки и передовой педагогический опыт. Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.

Поможет в этом самоанализ урока.

Самоанализ урока — это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникнов ением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения обучающихся.

Самоанализ урока дает возможность:

— правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельностиобучающихся на уроке;

— развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

— формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

— формировать самосознание обучающегося, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Можно выделить четыре уровня самоанализа урока:

1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда педагог чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.

2. Оценочный — когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.

3. Методический — когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.

4. Рефлексивный — когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

Самоанализ проведённого урока — это настроение педагога после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чём причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошёл, целесообразно было изменить в нём? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением обучающихся после предыдущего урока. Поэтому нужно постараться узнать о проблемах обучающихся ещё до своего урока. Они живые люди и от их настроения и желания работать на уроке могут оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться.

Самоанализ урока — это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения обучающихся.

Без самоанализа невозможно:

• построить целостную систему обучения;

• повысить мастерство, развить творческие способности;

• обобщить передовой педагогический опыт;

• обеспечить психологический комфорт и самозащиту педагога.

Самоанализ урока, как один из инструментов самосовершенствования педагога, формирования и развития его профессиональных качеств дает возможность:

*формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности обучающихся;

*развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;

*формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

*формировать педагогическое самосознание педагога, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на обучающегося, результаты своего труда во многом зависит умение педагога спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависят педагогическое мастерство педагога, производительность его педагогического труда.

При самоанализе урока преподаватель дает:

• краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;

• информацию об объеме материала и качестве его усвоения обучающимися;

• характеристику применяемых методов работы с обучающимися и оценивает их;

• оценку активности обучающихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;

• самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с обучающимися).

В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

Среди основных недостатков анализа уроков педагогами являются: бессистемный характер анализа, слишком общие замечания по уроку, стремление пересказать урок, выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков, нерешительный характер анализа и др.

При самоанализе многие педагоги затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки обучающихся.

Самоанализ урока (дидактический аспект):

1. Общая структура урока.

К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были обучающиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?

Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?

Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков обучающихся (каким был охват обучающихся, принцип вызова и т.п.)?

3. Осуществление развития обучающихся в процессе обучения.

Имело ли место вовлечение обучающихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие обучающихся?

4. Воспитание в процессе урока.

Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого педагога?

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

Правильно ли была организована деятельность педагога и деятельность обучающихся с позиции реализации принципов обучения?

6. Выбор методов обучения.

Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей обучающихся и т.п.)?

7. Работа педагога на уроке.

Какие виды деятельности педагога имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь обучающимся и др.)? Был ли достигнут контакт с группой?

8. Работа обучающихся на уроке.

Какой была активность обучающихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности обучающихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?

9. Гигиенические условия урока.

Достаточна освещенность классной комнаты? Сидят ли обучающиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?

10. Некоторые социальные задачи.

Самоанализ – это уже начало подготовки педагога к следующему уроку. В настоящие время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям.

Не зря писал французский драматург, памфлетист и поэт Пьер Гренгор

«Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой , цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе — тот истинно велик!»

Список используемой литературы

1. М — 52 Май, Н.А.Организация педагогической практики: методическое пособие для студентов IV курса педагогических вузов. Специальность «Учитель» / Н.А. Май, Л.А. Косолапова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 60 с.

2. В. Илюхина. Как провести анализ урока. Газета «Начальная школа», №5, 2007.

3. Педагогика. УМП. А. Я. Варламова, П. В. Кириллов. – Волгоград, 2004.

4. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер”,2000. 304 с.

5. Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., 1997.

6. Селевко Г.К. Тестовый аспектный анализ урока. – М., 1996.

7. Канаржевский Ю.А. Анализ урока М., 2008.

8. Канаржевский Ю.А. Анализ урока М., 2000.

9.Зотов Ю.Б. Организация современного урока/Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1984.

10.Махмудов М.И. Современный урок 2-е изд.. – М., 1985.

Самоанализ — одно из важнейших качеств каждого трейдера. Как развить в себе это качество?

Многим учителям проще провести несколько открытых уроков, чем написать их самоанализ. Педагогу кажется, что проверяющие «придираются», выискивая недочеты, а проверяющие уверены, что просто обязаны найти «ляп» или несоответствие, чтобы помочь учителю осознать свои пробелы. Читать далее >>>

Самоанализ занятия по шахматам [1] Самоанализ урока ОПК и ОРКСЭ [1]
Самоанализ занятия по внеурочной деятельности [4] Самоанализ урока географии [1]
Самоанализ урока музыки [3] Самоанализ урока в корр. школе [4]
Самоанализ урока биологии [3] Самоанализ классного часа [4]
Самоанализ урока математики в начальных классах [5] Самоанализ урока в начальных классах [14]
Самоанализ урока русского языка в начальных классах [2] Самоанализ урока английского языка [13]
Самоанализ занятия [8] Самоанализ урока ритмики [1]
Самоанализ урока физической культуры [1] Самоанализ занятия в учреждении ДОД [2]
Самоанализ урока истории [1] Самоанализ урока обществознания [2]
Самоанализ урока геометрии [1] Самоанализ урока математики [1]
Самоанализ урока русского языка [9] Самоанализ урока СПО [1]
Самоанализ урока информатики [2] Самоанализ урока окружающего мира [2]
Самоанализ урока химии [3] Самоанализ урока литературы [5]
Самоанализ урока технологии [1] Самоанализ урока по ФГОС в начальной школе: образец [0]
Самоанализ урока физики [0]

Урок английского языка в 3 классе на тему «Моя любимая еда» является уроком первичного предъявления новых знаний раздела «Я и мой день» учебник Fly High 2 (авторы: Jeanne Perrett, Charlotte Covill), издательства Pearson (Великобритания).

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Схема-конспект урока биологии в 5 классе (УМК В.В.Пасечника) по теме «Плесневые грибы и дрожжи» раскрывает этапы урока, формируемые метапредметные УУД и предметные УД, показывает деятельность учителя и учеников, методы и приёмы, используемые на уроке, кроме того приведён проект самоанализа урока.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

После проведения урока учителю необходимо провести его самоанализ, определить, что получилось, а что — нет. Наметить меры для устранения допущенных недостатков как в своей деятельности, так и в организации деятельности учеников на уроке.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

В документе представлен самоанализ урока литературного чтения в 4 классе М. Пришвин «Старый гриб». Тип урока: закрепление изученного и формирование ЗУН / с применением ИКТ/. Урок проведен с использованием технологии развития критического мышления через чтение.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Самоанализ занятия учебной дисциплины ОП.03 Основы черчения. Материал предназначен для преподавателей общепрофессионального цикла.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данный материал содержит самоанализ урока, который создавался перед аттестацией учителя.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Самоанализ урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в приставках пре-, при-. Обобщение изученного материала».

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Самоанализ урока-мастерской. Подробно проанализированы все этапы урока, указаны компетенции, которые развивались на каждом этапе, формы работы, виды деятельности.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Самоанализ урока русского языка в 7 классе коррекционной школы 8 вида. Тема урока: Сочинение — описание по картине А.Пластова «Первый снег». Разноуровневый подход к написанию сочинения.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается о выявлении методов и приемов организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы преподавателя и учащихся.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данный материал может быть образцом для написания анализа воспитательного мероприятия на примере анализа конкурсно-развлекательной программы к Дню защитника Отечества.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

В данном материале представлен самоанализ урока английского языка по теме «Обучение аудированию» на примере текста «Blue jeans». Подробно рассматривается каждый этап урока с учетом требований ФГОС.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данный материал содержит образец написания самоанализа урока учителя иностранного языка. В образце описаны этапы урока, методы и средства обучения, способ целеполагания и описание создания условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Самоанализ урока русского языка в 6 классе по теме «Личные местоимения». УМК учителя Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2022. (ФГОС.Инновационная школа).

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья для воспитателей детских садов.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Урок был посещён завучем с целью выявления уровня активизации мыслительной деятельности учащихся, вовлечения их в творческий процесс. Материал будет полезен завучам школы,учителям русского языка и литературы.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данный самоанализ будет полезен многим педагогам, воспитателям. Самоанализ полный, понятный.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

В данном материале представлен вариант самоанализа урока обществознания в 7 классе по теме «Для чего нужна дисциплина». В основе самоанализа — методика, разработанная профессором Ю.А. Конаржевским.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Данный материал предназначен для учителей русского языка и литературы ,а также для студентов педагогических вузов,проходящих практику в школе. Материал поможет учителю не растеряться,кратко и грамотно дать оценку своей деятельности и деятельности учащихся на проведенном уроке.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Самоанализ открытого урока математики 2 класс УМК «Школа России». Урок проходил в рамках районного профессионального конкурса педагогического мастерства «Лучший учитель начальных классов 2022г.» Урок был проведён в 1 отборочном туре. Самоанализ соответствует требованиям ФГОС НОО.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Самоанализ урока. Виды самоанализа и примерные схемы

Многим учителям проще провести несколько открытых уроков, чем написать их самоанализ. Педагогу кажется, что проверяющие «придираются», выискивая недочеты, а проверяющие уверены, что просто обязаны найти «ляп» или несоответствие, чтобы помочь учителю осознать свои пробелы.

Да и как учитель может обучать рефлексии детей, если сам не вполне владеет этим искусством?

Виды анализа и самоанализа урока

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

  • Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.
  • Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока.
  • Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
  • Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
  • Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
  • Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
  • Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.
  • Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.
  • Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).

Примерные алгоритмы самоанализа урока

Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.

Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:

Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.

  • В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?
  • Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.
  • Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.
  • Что удалось/не удалось осуществить?
  • Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?

Краткий план комплексного самоанализа урока

Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.

Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.

Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.

Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.

Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.

Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.

Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.

Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?

В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его «плюсы» и «минусы». Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.

Самоанализ открытого урока

Как правило, учителя пишут самоанализы уроков к аттестации, при проведении открытых уроков, однако завуч или методист может провести анализ и обычного урока, чтобы понять, как учитель сам оценивает проведенный урок — достигнуты ли поставленные цели, был ли урок успешен или нет, какие ошибки допустил учитель.

Пример и образец самоанализа урока

Начинающие учителя часто затрудняются с составлением схемы самоанализа урока и написанием самого анализа, поэтому на нашем сайте создан специальный раздел и образцами и примерами самоанализов уроков по всем предметам. Эти примеры и образцы находятся на этой странице, просто выберите нужные вам примеры и скопируйте или скачайте на свой компьютер. Имея перед глазами примеры, составленные опытными учителями, вам будет не трудно провести самоанализ своего урока.

Рейтинг лучших брокеров:
  • EvoTrade
    EvoTrade

    Высокие бонусы!
    Быстрые выплаты!
    Бесплатное обучение!

  • Binarium
    Binarium

    Честный и надежный брокер!
    Выбор более 50 000 трейдеров!

Оцените статью
Дневник трейдера Игоря Демарина